Поиск
Глобус
Луна
Луна рекомендации
Ключевые слова
Последние темы
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 2, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 2 Нет
Больше всего посетителей (9) здесь было Сб Окт 01, 2022 2:07 am
Афоризмы
Разновидности шаманов.
Страница 1 из 1
Разновидности шаманов.
Шаманы бывают разные. Офигенно разные. В сущности, нет и не может быть единого образа монгольского шамана. Варьируется всё, от любимых методов камлания до ритуализованных привычек в пище, что-то наследуется от учителя, что-то изобретается самостоятельно. Но тем не менее есть, пожалуй, одно базовое деление, которому монгольские шаманы в основном следуют.
Это деление на цагаан бöö (тюркское ак-кам) - "белых шаманов" и хар бöö (тюркское кара-кам) - "чёрных шаманов".
Тут надо сразу же задать одну важную тему. Большими такими буквами: это - НЕ "ДОБРЫЕ" И "ЗЛЫЕ" ШАМАНЫ. Западная символика белого и чёрного здесь ест людям мозг с неиссякающей силой, и это сильно портит понимание. Я давно рекомендую монголам переименовать своих шаманов в, скажем, "синих" и "коричневых", но они меня не слушаются.
На самом деле это просто деление по основному психологическому способу взаимодействия с сущностями той стороны.
Белый шаман - это "шаман-уговариватель". Его сила и суть в том, что он благодаря некоторым особым свойствам своей натуры симпатичен духам и способен воздействовать на них умиротворяюще и благожелательно. Его духи - это те, кого он привлёк, обаял, соблазнил. Для этого человеку необходимо развивать соответствующие черты своей натуры. Белые в норме неконфликтны, дипломатичны, харизматичны, умелые ораторы, склонны к компромиссам. Это о альтруистических чертах; если же смотреть с другой стороны, то белые - умелые интриганы, мастера иллюзий, способные продать расчёску лысому и слона - кому угодно.
Основной принцип ментальности белых - это бööгийн хутга, "шаманский нож" (я всё время хочу это перевести как "бритва ак-кама"). Это философское название означает такой способ мышления, при котором ты как бы всё время "отсекаешь" лишние стремления и побуждения, оставляешь их хутганы нöгöö тал дээр, "с другой стороны ножа". Самоконтроль и постоянная готовность войти в чужой способ восприятия, чужую систему ценностей для белых - условия sine qua non. Это не значит, что белый обязан всегда чужую позицию разделять, но они обязаны создавать постоянное ощущение понимания и открытости.
Белые социальны. Они охотно общаются с людьми; они очень любят собираться кучей, устраивать всякие мероприятия, обмен опытом, дружеские состязания; один белый мастер зачастую учит нескольких учеников, и им хорошо вместе; для белого является нормой, например, передавать какой-то опыт чужим ученикам, и их учитель будет не в обиде.
Чёрный шаман - это "шаман-доминатор". Его сила - в его собственно силе, в страхе и уважении, которые он способен внушить. Он воздействует на духов через прямой агрессивный контакт. Его духи - это те, кого он подчинил, связал, заклял, одолел, или те, кто присоединился к нему из восхищения его мощью. Чёрные в норме самонадеянны, упёрты, яростны, склонны к вспышкам эмоций, бескомпромиссны. Это не значит, что чёрный неспособен договориться; но договариваться он всегда предпочтёт с позиции силы. Впрочем, при этом чёрные не любят лжи - кроме разве что военной хитрости, чтоб заманить врага в ловушку. А ещё они в норме достаточно бесстрашны - это необходимое качество для такого шамана, даже если ты сам по себе боишься - демонстрировать страх не стоит.
Основной принцип ментальности чёрных - это миний гарт миний ташуур, "моя плеть в моей руке". Это означает, что чёрный не должен сомневаться в своих эмоциях, должен им верить и следовать; сильные чувства и страсти - его оружие, он не должен соглашаться и повиноваться ни в чём, если на самом деле не согласен. Это его уверенность - и есть основа его силы на той стороне.
Чёрные не очень склонны к обществу, да и людям с ними зачастую нелегко. Собрать вместе большую компанию чёрных - получить конфликт. Стадо кошек. Чёрные очень редко берут больше одного ученика за раз, и к своим ученикам свирепо ревнивы - не дай бог тебе влезть в их отношения.
Для нормального существования монгольского общества категорически необходимы оба типа шаманов. Если вам нужно призвать доброго духа - зовите белого. Изгнать злого? Тут куда лучше справится чёрный. Помочь друзьям? Белый. Внушить страх врагам? Чёрный. Успокоить какую-либо территорию, привести в порядок её "потусторонний фон", чтоб всё шло должным чередом? Белый. Пуститься в рискованное странствие в самые глубины изнанки, чтоб спасти заблудившуюся душу? Чёрный.
С первого взгляда кажется, что чёрные куда ближе к срыву в безумие. Но на самом деле поехать крышей могут оба типа шаманов. Просто если неадекватный чёрный просто превращается в опаснейшего зверя, и обращаться с ним стоит соответственно - то сошедший с пути белый начинает, как бы так сказать, "наносить добро, причинять пользу и подвергать ласке". Самый известный поехавший чёрный - Тэнчжин, фигура легендарная, его на всякий случай до сих пор в Монголии и Бурятии именуют бöö-нойон, "Князь-шаман", не решаясь лишний раз произносить его имя. Вообще-то он сделал для Монголии много хорошего, усмирял стихии и отпугивал зло, но потом слегка улетел и - истребил во всей стране всех чёрных шаманов, кроме себя. Белых, что характерно, не тронул. Потом до конца жизни мучился от скуки. Среди поехавших белых самая известная фигура - Тэб-Тэнгри, который в своё время решил, что для общего блага нужно уничтожить светскую власть как идею и установить в Монголии шаманократию. Что характерно, был близок к успеху и в процессе этого натворил дел, но тут на его пути попался некто Чингиз, и всё кончилось закономерно.
В принципе нет никакого запрета на совмещение модальностей. Но люди, у которых это удаётся - давхар бöö, "двойные шаманы" - это ребята очень сложные. В сущности, тут нужна некоторая глубокая шизоидность; ведь такому шаману необходимо искренне совмещать в себе обе почти противоположных стороны личности, меняя их проявления по необходимости! Не всякий это сумеет и не всякий на это пойдёт. Тем не менее случаи бывали - и пользовались заслуженным уважением.
Последние века можно наткнуться также на термин шар бöö, "жёлтый шаман". Но это на самом деле не какой-то третий тип шаманов, а всего лишь человек, который практикует шаманские практики, будучи при этом буддистом по вероисповеданию. Разные шаманы относятся к этому по-разному, кто-то воспринимает вполне нормально, кто-то высмеивает; настоящего отвержения, пожалуй, нет - в конце концов, если ты воспитан как буддист, это совершенно не отменяет возможности возникновения у тебя шаманского призвания.
Это деление на цагаан бöö (тюркское ак-кам) - "белых шаманов" и хар бöö (тюркское кара-кам) - "чёрных шаманов".
Тут надо сразу же задать одну важную тему. Большими такими буквами: это - НЕ "ДОБРЫЕ" И "ЗЛЫЕ" ШАМАНЫ. Западная символика белого и чёрного здесь ест людям мозг с неиссякающей силой, и это сильно портит понимание. Я давно рекомендую монголам переименовать своих шаманов в, скажем, "синих" и "коричневых", но они меня не слушаются.
На самом деле это просто деление по основному психологическому способу взаимодействия с сущностями той стороны.
Белый шаман - это "шаман-уговариватель". Его сила и суть в том, что он благодаря некоторым особым свойствам своей натуры симпатичен духам и способен воздействовать на них умиротворяюще и благожелательно. Его духи - это те, кого он привлёк, обаял, соблазнил. Для этого человеку необходимо развивать соответствующие черты своей натуры. Белые в норме неконфликтны, дипломатичны, харизматичны, умелые ораторы, склонны к компромиссам. Это о альтруистических чертах; если же смотреть с другой стороны, то белые - умелые интриганы, мастера иллюзий, способные продать расчёску лысому и слона - кому угодно.
Основной принцип ментальности белых - это бööгийн хутга, "шаманский нож" (я всё время хочу это перевести как "бритва ак-кама"). Это философское название означает такой способ мышления, при котором ты как бы всё время "отсекаешь" лишние стремления и побуждения, оставляешь их хутганы нöгöö тал дээр, "с другой стороны ножа". Самоконтроль и постоянная готовность войти в чужой способ восприятия, чужую систему ценностей для белых - условия sine qua non. Это не значит, что белый обязан всегда чужую позицию разделять, но они обязаны создавать постоянное ощущение понимания и открытости.
Белые социальны. Они охотно общаются с людьми; они очень любят собираться кучей, устраивать всякие мероприятия, обмен опытом, дружеские состязания; один белый мастер зачастую учит нескольких учеников, и им хорошо вместе; для белого является нормой, например, передавать какой-то опыт чужим ученикам, и их учитель будет не в обиде.
Чёрный шаман - это "шаман-доминатор". Его сила - в его собственно силе, в страхе и уважении, которые он способен внушить. Он воздействует на духов через прямой агрессивный контакт. Его духи - это те, кого он подчинил, связал, заклял, одолел, или те, кто присоединился к нему из восхищения его мощью. Чёрные в норме самонадеянны, упёрты, яростны, склонны к вспышкам эмоций, бескомпромиссны. Это не значит, что чёрный неспособен договориться; но договариваться он всегда предпочтёт с позиции силы. Впрочем, при этом чёрные не любят лжи - кроме разве что военной хитрости, чтоб заманить врага в ловушку. А ещё они в норме достаточно бесстрашны - это необходимое качество для такого шамана, даже если ты сам по себе боишься - демонстрировать страх не стоит.
Основной принцип ментальности чёрных - это миний гарт миний ташуур, "моя плеть в моей руке". Это означает, что чёрный не должен сомневаться в своих эмоциях, должен им верить и следовать; сильные чувства и страсти - его оружие, он не должен соглашаться и повиноваться ни в чём, если на самом деле не согласен. Это его уверенность - и есть основа его силы на той стороне.
Чёрные не очень склонны к обществу, да и людям с ними зачастую нелегко. Собрать вместе большую компанию чёрных - получить конфликт. Стадо кошек. Чёрные очень редко берут больше одного ученика за раз, и к своим ученикам свирепо ревнивы - не дай бог тебе влезть в их отношения.
Для нормального существования монгольского общества категорически необходимы оба типа шаманов. Если вам нужно призвать доброго духа - зовите белого. Изгнать злого? Тут куда лучше справится чёрный. Помочь друзьям? Белый. Внушить страх врагам? Чёрный. Успокоить какую-либо территорию, привести в порядок её "потусторонний фон", чтоб всё шло должным чередом? Белый. Пуститься в рискованное странствие в самые глубины изнанки, чтоб спасти заблудившуюся душу? Чёрный.
С первого взгляда кажется, что чёрные куда ближе к срыву в безумие. Но на самом деле поехать крышей могут оба типа шаманов. Просто если неадекватный чёрный просто превращается в опаснейшего зверя, и обращаться с ним стоит соответственно - то сошедший с пути белый начинает, как бы так сказать, "наносить добро, причинять пользу и подвергать ласке". Самый известный поехавший чёрный - Тэнчжин, фигура легендарная, его на всякий случай до сих пор в Монголии и Бурятии именуют бöö-нойон, "Князь-шаман", не решаясь лишний раз произносить его имя. Вообще-то он сделал для Монголии много хорошего, усмирял стихии и отпугивал зло, но потом слегка улетел и - истребил во всей стране всех чёрных шаманов, кроме себя. Белых, что характерно, не тронул. Потом до конца жизни мучился от скуки. Среди поехавших белых самая известная фигура - Тэб-Тэнгри, который в своё время решил, что для общего блага нужно уничтожить светскую власть как идею и установить в Монголии шаманократию. Что характерно, был близок к успеху и в процессе этого натворил дел, но тут на его пути попался некто Чингиз, и всё кончилось закономерно.
В принципе нет никакого запрета на совмещение модальностей. Но люди, у которых это удаётся - давхар бöö, "двойные шаманы" - это ребята очень сложные. В сущности, тут нужна некоторая глубокая шизоидность; ведь такому шаману необходимо искренне совмещать в себе обе почти противоположных стороны личности, меняя их проявления по необходимости! Не всякий это сумеет и не всякий на это пойдёт. Тем не менее случаи бывали - и пользовались заслуженным уважением.
Последние века можно наткнуться также на термин шар бöö, "жёлтый шаман". Но это на самом деле не какой-то третий тип шаманов, а всего лишь человек, который практикует шаманские практики, будучи при этом буддистом по вероисповеданию. Разные шаманы относятся к этому по-разному, кто-то воспринимает вполне нормально, кто-то высмеивает; настоящего отвержения, пожалуй, нет - в конце концов, если ты воспитан как буддист, это совершенно не отменяет возможности возникновения у тебя шаманского призвания.
Re: Разновидности шаманов.
Шаманы бывают белыми, черными и желтыми. Белый шаман проводит обряд шандрю. При этом обряде он имеет дело с местными духами воды, гор, земли, неба. Шаман обращается к местным духам и совершает поклонение Белому старцу, главному среди местных духов, для того, чтобы добиться результата – выполнения просьбы людей. Камлает белый шаман с посохом, без бубна.
Черные шаманы совершают обряд шанартэ. При этом обряде они могут подниматься в «черное небо» - это космос. Могут они спускаться в нижний мир. Этот обряд шаман совершает с помощью бубна. В верхнем и нижнем мирах он ищет души людей, возвращает их в тело, помогает людям избавиться от болезней и неприятностей. Есть еще желтые шаманы, это буддийские монахи.
Буддизм есть совершенная форма шаманизма. У нас много общего в проведении обрядов, похожая атрибутика. Шаманы и буддийские ламы умеют входить в транс, мы называем это – ангон. Когда я вхожу в ангон, в мое тело может вселиться дух и говорить через меня. Так же делают и буддийские оракулы.
Когда шаман входит в транс и в него вселяется дух, то сам шаман не может разговаривать с духом. Эту роль выполняет специальный помощник – толмач. Он разговаривает с духом, выясняет, что он хочет. Дух, используя голос шамана, сообщает толмачу о своих желаниях.
Черные шаманы совершают обряд шанартэ. При этом обряде они могут подниматься в «черное небо» - это космос. Могут они спускаться в нижний мир. Этот обряд шаман совершает с помощью бубна. В верхнем и нижнем мирах он ищет души людей, возвращает их в тело, помогает людям избавиться от болезней и неприятностей. Есть еще желтые шаманы, это буддийские монахи.
Буддизм есть совершенная форма шаманизма. У нас много общего в проведении обрядов, похожая атрибутика. Шаманы и буддийские ламы умеют входить в транс, мы называем это – ангон. Когда я вхожу в ангон, в мое тело может вселиться дух и говорить через меня. Так же делают и буддийские оракулы.
Когда шаман входит в транс и в него вселяется дух, то сам шаман не может разговаривать с духом. Эту роль выполняет специальный помощник – толмач. Он разговаривает с духом, выясняет, что он хочет. Дух, используя голос шамана, сообщает толмачу о своих желаниях.
Похожие темы
» Инициация шаманов
» Сны самоедских шаманов
» Видения и экстазы якутских шаманов
» Почему стоит слушать музыку шаманов
» Сны самоедских шаманов
» Видения и экстазы якутских шаманов
» Почему стоит слушать музыку шаманов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Вс Дек 24, 2023 7:35 am автор Admin
» Помощники и проводники в шаманских практиках
Вс Дек 24, 2023 7:31 am автор Admin
» Дыхание, освобождающее энергию
Вс Дек 24, 2023 6:22 am автор Admin
» Как доставать свою энергию из прошлого
Сб Дек 23, 2023 10:22 pm автор Admin
» Шаманский ритуал возвращения души
Сб Дек 23, 2023 10:07 pm автор Admin
» Шаманское путешествие: немного теории и практика
Сб Дек 23, 2023 10:02 pm автор Admin
» Принципы эффективного шаманизма
Сб Дек 23, 2023 9:47 pm автор Admin
» Тысячелистник: Магические свойства
Сб Мар 25, 2023 7:59 pm автор Admin
» Отдел травничества
Сб Мар 25, 2023 7:23 pm автор Admin